В конфликтной ситуации может оказаться каждый независимо от возраста, социального статуса, воспитания и т.п. Маленькие дети ссорятся между собой из-за игрушек, внимания родителей. Взрослые не сходятся во взглядах на жизнь, в рабочих моментах, в семейных   вопросах.

Выйти из конфликтной ситуации с достоинством и дипломатично разрешить конфликт – это навык, который можно развить. О некоторых приемах рассказывает психотерапевт Вячеслав Пономаренко.

  • Дайте возможность оппоненту «выпустить пар», он должен выговориться. Его важно не просто слушать, но и услышать, понять, какие претензии он предъявляет вам.
  • Один из неожиданных приемов: после того, как вам всё было выговорено, можно доверительно-эмоциональным тоном искренне попросить у оппонента совета – «А как мне быть?»  Так вы переключите человека с негативных эмоций на позитивные. Выразите сочувствие и скажите комплимент или выразите благодарность за ту деятельность или время, когда у вас с оппонентом всё было хорошо, все получалось.
  • Выскажите свой вариант решения проблемы.
  • Существует так называемый «эффект рюкзака», когда у человека накопилось много негативного и вы попадаете под «горячую руку». Постарайтесь понять – это констатация фактов или сложившиеся обстоятельства? Оценивайте слова и поступки.
  • Даже если ваш собеседник «сорвался», накричал – при любых обстоятельствах сохраняйте спокойствие и уверенность в себе. Своим спокойствием вы можете переориентировать оппонента на решение проблем. Сами постепенно снижайте тон голоса до шёпота. Человек начнет прислушиваться.
  • Не бойтесь попросить прощения. Это может обескуражить вашего агрессивного оппонента, но вызовет к вам уважение. Признание собственных ошибок способствует вашей уверенности, вашей внутренней зрелости.
  • Споры, когда человек начинает доказывать «прав – не прав», – неконструктивны. Нужно взять паузу, внимательно выслушать, не зря говорят – «В споре умный тот, кто молчит», тогда можно будет беседу повернуть в нужное русло.
  • Не допускайте такие фразы: «Ты меня бесишь, ты меня злишь», они еще более усугубляют конфликт, разжигают костер. Не нужно угрожать, шантажировать, хлопать дверью. Это деструктивно. Конфликт как был, так и останется.

Существуют и дополнительные приемы, которые могут использоваться в решении конфликтов. Они парадоксальны, вызывают недоумение, но имеют место быть. Их суть в том, что они меняют отношение к собеседнику.

Например, своего оппонента можно мысленно уменьшить в размерах и представить его на своей ладошке – наденьте на него костюм скомороха, и представьте, что он пляшет под веселую музыку, выполняя ваши приказы. Можно сжать кулак или сдунуть человека с ладони. Но чаще всего возникает просто жалость к оппоненту, и хочется его отпустить.

Можно представить, что это ваш двойник с другим лицом, или инопланетянин, или шпион, и у него свои задания. Это цинично, но можно вообразить, что ваш оппонент тяжело болен, либо более того – завтра погибнет. Тогда появится сочувствие к этому человеку. Либо представьте, что собеседник спас вам жизнь. Либо – что вы вдвоем попали в окружение болезни, и вам надо объединиться, чтобы сохранить здоровье себе, своим близким.

Такая трансформация обстоятельств позволяет по-иному взглянуть на ситуацию и взаимоотношения.

Задать вопрос