Заикание — серьёзное нарушение работы речевого аппарата человека. Более 1% людей в мире сегодня страдают от такой проблемы. Этот речевой дефект представляет собой сложное психофизическое расстройство, причинами которого могут являться органическое поражение мозга в различные периоды развития ребенка, инфекционные, травматические нарушения, наследственный фактор.
К вызывающим причинам обычно относят психотравмы, после которых возможно появление заикания. Это может быть испуг, вызванный животным, происшествием, явлением природы.
Можно ли вылечить заикание?
Сложность симптоматики речевого нарушения подразумевает комплексный подход к его терапии. Лечение этой проблемы должно проводиться различными специалистами, которые осуществляют психологическое, педагогическое и лечебное воздействие на различные стороны психофизического состояния ребёнка. Реализация такого подхода предусматривает тесное взаимодействие врача, логопеда, психолога и логоритмиста.
Формат лечения заикания выбирают с учётом возраста ребёнка и тяжести нарушения. Для коррекции могут быть использованы следующие методы:
- работа с психотерапевтом;
- занятия с логопедом;
- физиотерапия;
- рефлексотерапия;
- медикаментозное лечение;
- массаж и ЛФК.
К специалисту необходимо обратиться, как только вы заметили признаки заикания у ребёнка. О начальной стадии формирования речевого дефекта говорит следующее:
- ребёнок произносит добавочные звуки, например, «и-мама», «а-дом»;
- в начале предложения он повторяет первые слоги или слова полностью;
- испытывает серьёзные трудности перед началом фразы;
- делает паузы в середине слова или предложения;
- мышцы лица и шеи заметно напряжены;
- голос неожиданно то поднимается, то понижается во время речи;
- ребенок отказывается говорить без видимой причины.
Чем раньше начать коррекцию, тем лучше будет её результат, так как преодоление заикания с возрастом становится сложнее вследствие укрепления навыков неправильной речи и сопутствующих нарушений.
Профилактика заикания
С самого раннего возраста ребёнок активно подражает речи родителей и других взрослых. Поэтому речь окружающих людей должна быть правильной, неторопливой и отчётливой.
Рекомендации:
- не допускайте ускоренной речи ребёнка. Излишняя торопливость малыша говорит о его сильной возбудимости, что может привести к развитию нарушения;
- исключите любые стрессы, психические травмы, сильные эмоциональные проявления (включая бурные всплески радости);
- избегайте любых конфликтов;
- исключите строгие наказания ребёнка, запугивание и ни в коем случае не применяйте к нему меры физического воздействия;
- не форсируйте речевое развитие детей; не нужно перегружать их слишком сложными словами или же требовать от них заучивать длинные стихотворения;
- не перегружайте ребёнка в эмоциональном плане походами в кинотеатр, цирк и другие развлекательные учреждения. Объясняется это тем, что под впечатлением от увиденного малыш начинает бурно делиться эмоциями. Ребёнок запинается, пытается быстро что-то сказать, глотает звуки. Появившиеся запинки в речи могут закрепиться и перейти в постоянные.
Кстати, ежегодно 22 октября отмечается Международный день заикающихся людей
(на основе материала РДКБ РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России)
Ответить