Заикание — серьёзное нарушение работы речевого аппарата человека. Более 1% людей в мире сегодня страдают от такой проблемы. Этот речевой дефект представляет собой сложное психофизическое расстройство, причинами которого могут являться органическое поражение мозга в различные периоды развития ребенка, инфекционные, травматические нарушения, наследственный фактор.

К вызывающим причинам обычно относят психотравмы, после которых возможно появление заикания. Это может быть испуг, вызванный животным, происшествием, явлением природы.

Можно ли вылечить заикание?

Сложность симптоматики речевого нарушения подразумевает комплексный подход к его терапии. Лечение этой проблемы должно проводиться различными специалистами, которые осуществляют психологическое, педагогическое и лечебное воздействие на различные стороны психофизического состояния ребёнка. Реализация такого подхода предусматривает тесное взаимодействие врача, логопеда, психолога и логоритмиста.

Формат лечения заикания выбирают с учётом возраста ребёнка и тяжести нарушения. Для коррекции могут быть использованы следующие методы:

  • работа с психотерапевтом;
  • занятия с логопедом;
  • физиотерапия;
  • рефлексотерапия;
  • медикаментозное лечение;
  • массаж и ЛФК.

К специалисту необходимо обратиться, как только вы заметили признаки заикания у ребёнка. О начальной стадии формирования речевого дефекта говорит следующее:

  • ребёнок произносит добавочные звуки, например, «и-мама», «а-дом»;
  • в начале предложения он повторяет первые слоги или слова полностью;
  • испытывает серьёзные трудности перед началом фразы;
  • делает паузы в середине слова или предложения;
  • мышцы лица и шеи заметно напряжены;
  • голос неожиданно то поднимается, то понижается во время речи;
  • ребенок отказывается говорить без видимой причины.

Чем раньше начать коррекцию, тем лучше будет её результат, так как преодоление заикания с возрастом становится сложнее вследствие укрепления навыков неправильной речи и сопутствующих нарушений.

Профилактика заикания

С самого раннего возраста ребёнок активно подражает речи родителей и других взрослых. Поэтому речь окружающих людей должна быть правильной, неторопливой и отчётливой.

Рекомендации:

  • не допускайте ускоренной речи ребёнка. Излишняя торопливость малыша говорит о его сильной возбудимости, что может привести к развитию нарушения;
  • исключите любые стрессы, психические травмы, сильные эмоциональные проявления (включая бурные всплески радости);
  • избегайте любых конфликтов;
  • исключите строгие наказания ребёнка, запугивание и ни в коем случае не применяйте к нему меры физического воздействия;
  • не форсируйте речевое развитие детей; не нужно перегружать их слишком сложными словами или же требовать от них заучивать длинные стихотворения;
  • не перегружайте ребёнка в эмоциональном плане походами в кинотеатр, цирк и другие развлекательные учреждения. Объясняется это тем, что под впечатлением от увиденного малыш начинает бурно делиться эмоциями. Ребёнок запинается, пытается быстро что-то сказать, глотает звуки. Появившиеся запинки в речи могут закрепиться и перейти в постоянные.

Кстати, ежегодно 22 октября отмечается Международный день заикающихся людей

(на основе материала РДКБ РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России)

Ответить