Тема личной безопасности детей очень важна, но зачастую разговор с подрастающим поколением о соблюдении элементарных мер переходит в наставление, назидательность и устрашение. Поэтому неудивительно, что дети не воспринимают всерьез всю значимость подобных бесед или, наоборот, становятся чрезмерно пугливыми и робкими. Как правильно обучить вашего ребенка основам здоровой настороженности, чтобы в опасной ситуации он смог грамотно сориентироваться и избежать беды, рассказывает врач-психотерапевт Вячеслав Пономаренко.  

Разговаривайте на данную тему, выполняйте упражнения (моделировать и прорабатывать ситуации) только, когда ребенок ЗДОРОВЫЙ, СЫТЫЙ, ВЫСПАВШИЙСЯ и СПОКОЙНЫЙ!!! Учить ребенка нужно ПОСТОЯННО, МЕЖДУ ДЕЛОМ, в канве бытового общения.

Рассказывайте поучительные истории из жизни ваших знакомых, друзей, кинофильмов. Для младших детей в вашей истории ДОЛЖЕН БЫТЬ ХОРОШИЙ КОНЕЦ!!! Смотрите вместе мультфильмы о безопасности в городе.

Если ребенок увидел что-то страшное по ТВ, что его испугало, обязательно объясните ему, ЧТО ПРОИЗОШЛО и КАК ЭТОГО ИЗБЕЖАТЬ. Не забывайте о правиле «золотой середины» в подаче информации. Здесь главное, не перестараться и, в то же время, не пустить на самотек. Попробуйте увидеть ситуацию глазами ребенка.

Не воспитывайте у ребенка стереотип тотального послушания («привитой покорности во всем и вся»). Он должен иметь свое мнение и ответить «Нет», когда это будет необходимо сообразно ситуации и поведению окружающих.

Не избегайте разговоров о теле и его границах. На эту тему нужно говорить с ребенком с 3 лет, а 6–7-летний ребенок должен купаться самостоятельно.

Помните, что чем младше ребенок, тем четче должен быть алгоритм его действий.

Учите ребенка говорить «Нет» посторонним людям (варианты: молча уйти быстрым шагом, убежать, «пойти на хитрость», сказав, что сейчас подойдет папа, мама (называть конкретно, кто должен подойти), УВЕРЕННЫМ ТОНОМ, глядя в глаза незнакомцу (запоминая его образ, одежду, манеру поведения, интонации голоса, картавость, татуировки на теле, браслет, что-то необычное в одежде, внешнем облике, запоминающееся и бросающееся в глаза.

Рассказывайте ребенку про уловки преступников: «У меня потерялся котенок (щенок), пошли вместе его поищем» или «Хочешь, я покажу тебе интересное (волшебное) место?».

Научите детей, что в экстренных ситуациях они могут проявить нестандартное социально неодобряемое поведение. Например, если незнакомец схватил за руку, ребенок может кричать, падать и не бояться, что земля грязная, пинаться, цепляться за любые предметы, кричать: «Помогите! Я не знаю этого человека!», ведь на кону его личная безопасность и жизнь.

Вы можете проигрывать такие ситуации дома, чтобы в ситуации опасности ребенок выкрикивал слова о помощи (привлекающие к себе внимание) НА АВТОМАТЕ, НЕ ЗАДУМЫВАЯСЬ!

Ребенок должен знать, что нельзя подходить к чужому подъезду, а тем более заходить в него. Если в своем или знакомом подъезде на вас напали, нужно кричать «ПОЖАР!».

Четко и доступно объясняйте, кто конкретно сегодня будет забирать его из школы – мама, папа, бабушка, дедушка. И если, кто-то из них опаздывает, то не стоит выходить на улицу, а лучше дождаться в помещении школы. При этом, он должен знать доверительных знакомых (классный руководитель, соседи), к которым действительно можно всегда обратиться за помощью.

Проходя мимо машин вместе с ребенком, напоминайте ему каждый раз, что нельзя подходить к незнакомым людям, сидящим в машине, ни по какой причине.

Отрабатывайте с ребенком вопросы, касающиеся уловок преступника-похитителя (можно заменить на «подозрительный человек», «посторонний», «чужой», «незнакомец»): «Как ты думаешь, как можно обмануть ребенка (тебя), чтобы он (ты) пошел бы с незнакомым человеком?».  Дети сами могут придумать несколько десятков обманных маневров. При этом, обратите внимание ребенка, что «злодеем» может быть и женщина, и пожилой человек.

Ребенок должен знать наизусть номера телефонов родителей, бабушек и дедушек, классного руководителя, соседей, а также запомнить алгоритм поведения, если его преследует незнакомец: громко и призывно кричать, убежать в безопасное, многолюдное, хорошо освещенное место – идеальный вариант к женщине с детьми или охраннику магазина. НЕ ПОКИДАЯ ЭТОГО БЕЗОПАСНОГО МЕСТА, позвонить родителям, близким людям.

Установите на мобильном телефоне вашего ребенка «Систему родительского контроля» с функцией «тревожного вызова» и научите его ее пользоваться.

Ответить